Социальный аспект. Религия – это «небесная» и земная власть, это «небесное» и земное господство, это иерархия, это «небесные» и земные «хозяева», «цари», «господа-кесари» и «лучезарные» «господы-боги» и, обратной стороной, – земное и «небесное» подчинение, земное и «небесное» «хождение под хозяином», наше социальное и духовное ограничение и ограниченность.

Громадные храмы Вавилона, богоподобные египетские фараоны, китайские «сыны Неба», кастовая Индия, римские кесари – здесь все понятно, - ничем не прикрытое, банальное раболепие перед «золотом» и силой повелителей судеб человеческих на фоне убожества и бессилия миллионов остальных, на фоне безликого океана человеческой грязи самых разных времен и самых разных народов. Приходит Иисус... Блаженны плачущие и кроткие, ибо утешатся. На том свете.

Что сила оружия? – Тлен… Допотопные технологии господства. Мы сломаем духовный стержень человека, и он отдаст нам себя сам. Нам нужны добровольные заключенные, нам нужны добрые, плачущие и трудолюбивые рабы. Мы даже побратаемся с ними. Мы даже сами станем на колени перед новыми алтарями, но они добровольно станут на колени перед нами. И иерархия будет жить.

«Человечество введено в рыдательную покорность любви. Через необыкновенную нежность всякое противление сломлено; сердце, все благородное в человеческом сердце - как бы само одевает узы на руки свои, и почти ищет ран… Узник, который будет сам себя сторожить в темнице, - уже наверное не убежит. …Все размягчается, кости растворяются, и вырабатывается бесконечная податливость человека во все стороны - между прочим, причина образования великих европейских монархий. …Повиновение - но заметьте - с восторгом повинующегося, с бесконечным неуважением в самом неповинующемся к собственному неповиновению. …Неволя добровольная, «своя», возлюбленная, опоэтизированная» (Розанов).

Так было, так случилось потом. Но начало было многообещающим. «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…»…

Какой-то чудак не так давно соорудил здоровенную иглу и… провел сквозь ее ушко верблюда. - Великолепно. Так и было. Игла – что дышло: как повернул, так и вышло. И повернули, потому что христианство внутренне порочно.

…и т.д. Почему все получилось так, как получилось? У христианства не было выбора. Если оно хотело стать властью, оно должно было стать властью. Не существует «кроткой» и «духовной» власти. Пошлая земная власть и власть «духовно-небесная» - одно и тоже. «Кесарь» и «бог» - одно и то же. «Князь мира сего» и «владыка мира небесного» - одно и то же: ловцы человеков, земная и «небесная» мразь, желающая одного - господства и власти, блеска и славы, великолепия и поклонения. И здесь все средства хороши - и сила, и ненависть, и страх, и любовь. Христос заблудился сам в себе. Хотел любви и свободы, получил рабство и фальшивую любовь. У него был выбор – либо «сын человеческий», либо «сын божий». Или к людям, или к небесному иерарху. Иисус не прельстился на «хлеба и славу земную», но он прельстился на «хлеба и славу небесную». Пустынный дух, который был и «богом», и «дьяволом» - все одно, промолчал, «забыл» сказать Христу о том, что все – одно и то же, и Иисус не заметил чем его искушают. Бедняга купился на «царствие небесное», которое там, наверху, поверил в иерархию, против которой сам же и выступал. Так пало христианство, но иначе оно и не было бы христианством.

«И первые будут последними». - Люди, так пусть же будет так. Что стоит слово и вера в это слово без дела? Так пусть же все сильные мира сего вместе со всеми «высшими», нечеловеческими «силами» мира «горнего» станут последними. Человек, униженная, забитая «тварь божья», да будет первым и последним. Пусть же сгинет вся эта омерзительная земная и «небесная» братия, жаждущая «славы и господства», «контроля и управления» - все эти человеческие «кесари», нечеловеческие «боги», «дьяволы», «ангелы», «бесы», все нечеловеческое, - «темное», «светлое» - все равно, ибо одно и тоже, - все нечеловеческое и человеческое, претендующее на то, чтобы быть выше человека или отдельных людей. Сгинет вместе с самим понятием иерархии. Там, где любовь, там, где свобода, нет никаких иерархий, никаких, ни злых, ни добрых «богов», никаких «первоначал». Все едино в самом себе, все держится на себе, все любит через себя и из себя. Там, где любовь, нет позорной Любви, там, где свобода, нет позорной Свободы. Все большие буквы - гниль. Сверхчеловек, Человек с большой буквы – гниль; «Бог», «Божественное» – гниль. Все настоящее мало, мало потому, что существует из себя, растет из своих собственных, а не из чужих корней, и не пытается стать над чем-то.

Хотели свободы – получили рабство. Хотели любви – получили слюнявую фальшивку, рождающую настоящую ненависть. Хотели примирения – получили еще больший раскол. По плодам их узнаете их. Не может худое дерево давать плоды добрые. Не может христианство дать человечеству ни любви, ни примирения, ни свободы, ни равенства, ни братства. Пока существует на «небе» «Бог», на земле будет существовать «Кесарь», но пока существует «Божественная Любовь» не будет любви на этой земле.

Павел: «Возвещаю вам, братья, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Вот первое «откровение» Павлу по дороге в Дамаск: «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин, и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск; и три дня он не видел, и не ел и не пил».

- Христиане, мы обращаемся в первую очередь к вам, - вы знаете, что такое «идти против рожна» в этом мире? Знаете или нет? Вы знаете, что такое «рожно» в этом мире? Подумайте о том, перед чем «упал на землю», перед чем «трепетал» и перед чем «ужасался» бывший Савл. «С этого момента началась новая жизнь Савла-Павла, самого результативного поборника христианства» ().

Подумайте и о том, что случилось с Мухаммедом. «В один из… периодов ежегодного отшельничества в месяц Рамадан 610 года, во время отдыха в пещере с ним произошло следующее (приводим рассказ самого Мухаммеда из Корана):

«Вдруг я почувствовал во сне, что кто-то приблизился ко мне и сказал: «Читай!» Я отвечал: «Нет!» Тогда тот сдавил меня так, что я думал, что умираю, и повторил: «Читай!» Я опять отказался, и опять явившийся сдавил меня, и я услышал снова: «Читай во имя Господа твоего, который созидает, созидает человека из кровяного сгустка. Читай: Господь твой. Он милосердный – дает знать через писчую трость, дает знать человеку то, чего он не знал». Когда я это прочел, явление отступило от меня, и я проснулся. И я почувствовал, что эти слова написаны в сердце моем».

Мухаммед был потрясен случившимся.

(…) Побыв дома несколько недель после первого видения (во сне), Мухаммед снова отправился в пустыню. Он находился в чрезвычайно душевном напряжении и чуть было не бросился с высокой скалы. Ужасная тоска давила его. Но вдруг наступило удивительное спокойствие души, полная уверенность. Домой Мухаммед вернулся в сильной лихорадке. В саду с ним произошло следующее. В садовой беседке по его просьбе его завернули в плащ, и тут у него начался эпилептический припадок. При этом Мухаммед услышал следующее: «Ты, завернутый в плащ! Вставай! Проповедуй Господа твоего! Прославляй его! Одежды твои – очисти их! Нечистоты – избегая ея!».

Мог ли после этого Мухаммед сомневаться в том, что Бог его назначил своим посланником к арабскому народу?.. Выбор был сделан. Предстояло выполнить поставленную свыше задачу – проповедовать единого Бога арабам» ().

– Верующие, не будьте ослами. Сказано вам: «бог» есть неизреченное и тайно». Слушайте «безмолвие сердца своего», и не верьте ничему изреченному и картинному. Мухаммед был сильнее Павла – он смог дважды сказать «нет», но и его сломал «Господь».

Еще одна история: «Отрывок из дневника пассионария, основателя религии квакеров Фокса подтверждает наличие такой связи с информационным полем, с Мировым разумом ( - идиоты), с Богом: «Однажды во время прогулки с друзьями я взглянул на шпицы трех колоколен, и это потрясло меня до глубины души. Я спросил друзей: «Что это за местность?» Они мне ответили: «Личфельд». Внезапно глас Божий повелел мне направиться туда. Я попросил моих друзей войти в дом, куда мы шли, не говоря им, что я хочу делать. Когда они вошли, я пошел все прямо, через плетни и рвы и остановился за милю до Личфельда. Там среди поля пастухи сторожили своих овец. Тогда Бог повелел мне снять с себя обувь. Я колебался, потому что это было зимой; но глас Божий жег меня как пламя. Я снял свою обувь и оставил ее у пастухов. Бедняки трепетали, пораженные увиденным. Я прошел еще с милю, и когда достиг города, снова глас Божий возопил во мне: «Воскликни: - горе Личфельду, городу крови!» Я обошел все улицы, громко восклицая: «Горе Личфельду, городу крови!» Так как это был рыночный день, я пошел на площадь и ходил там, по временам останавливаясь и не переставая возглашать: «Горе Личфельду, городу крови!» Никто не положил руки на меня, и когда я шел с этими восклицаниями по улицам, мне казалось, что по ним текут кровавые ручьи, а площадь рынка обратилась в кровавое болото. Когда я выполнил приказание Господа, я почувствовал облегчение и с миром ушел из города. Я вернулся к пастухам и взял мою обувь, дав им немного денег. Но пламень Господен был на моих ногах и на всем моем теле, и я не знал, как надеть мне обувь, пока Господь не соизволил, чтобы я сделал это» ().

– Думайте, кто ставит вас на колени, люди. Господство, власть… «Велел», «повелел», «жег пламенем», «соизволил»… Какой дремучий, сатанинский лес. «Мировой разум», «информационное поле»… Идиоты.

Авраам, «подвиг веры», смирения и послушания. «…Пример сам по себе упраздняет все этические понятия и основания, развращает душу до самой ее глубины, выставляя за образец повиновение воле повелителя без всяких оговорок, независимо от содержания приказания» ().

А результаты деятельности Павла были такими. «Христианская церковь в Антиохии оказалась на недосягаемой высоте. Антиохия была одним из мировых центров с непрерывным, самым оживленным движением больших масс народа. В таких центрах решались главные религиозные и социальные вопросы во времена римского владычества. В Антиохии община обладала существенными средствами потому, что ее членами были состоятельные люди. Община христиан (там их называли «назореями») в Иерусалиме все больше походила на группу благочестивых мечтателей ( - оп-па…). Дела вершились в Антиохии. Но отношения между общинами поддерживались нормальные. Так, когда в 44 году в Иерусалиме наступил голод, угрожавший и общине, собратья из Антиохии помогли ей материально. Но христианская церковь в Антиохии становилась самостоятельной, независимой от церкви в Иерусалиме. Уже не требовалось приглашать из Иерусалима апостолов возлагать руки на головы и даровать дары Святого Духа. Все это теперь делалось руководством церкви в Антиохии. Прошло немного времени, и христианская церковь в Иерусалиме пала. (Внимание:) Ученые (-?) комментируют этот факт так: «Особенность основанных на коммунизме учреждений та, что первый момент их существования полон блеска (-?), так как коммунизм всегда предполагает сильную экзальтацию, но они скоро распадаются, так как коммунизм противен человеческой природе ( - оп-па…). Абсолютное бескорыстие создает зло ( - оп-па…), гораздо большее того зла, которого хотят избегнуть путем уничтожения собственности». Эти слова заслуживают внимания, независимо от обстоятельств, по поводу которых они сказаны» (). Конец цитаты.

- Интересно вот это «независимо от обстоятельств». С одной, очевидной, стороны, имеется в виду русская революция, советское государство, вообще коммунистическая идеология, это понятно. Однако, с другой стороны, слова «независимо от обстоятельств» в данном контексте смягчают удар непосредственно по иерусалимской общине. Авторам (там их двое) «обидно». Цитированный ими «ученый» слишком жестко обошелся с иерусалимскими христианами. Более того, авторы говорят: «Надо отдать должное христианам первой общины в Иерусалиме – они действительно делали то, чему учил Христос. Но выстоять не смогли».

Таким образом, иерусалимские христиане действительно делали то, чему учил Христос, пытаясь жить по противным человеческой природе коммунистическим принципам, среди которых числится и «абсолютное бескорыстие, создающее зло». И рыбку съесть, и… не подавиться этой рыбкой. Здесь все на песке.

«Очень скоро церкви превращались в организации, где стали преобладать интересы такого же плана, как и в любых других организациях людей. Возник вопрос управления организацией и взаимоотношений между ними. Как всегда в таких случаях, стали образовываться объединения по территориальному признаку. Объединением должен был кто-то руководить. Так возникли епархии, объединяющие приходы. Руководили епархиями епископы. Очень быстро установилось монархическое управление – епископов не избирали, как первых диаконов в Иерусалимской общине, а назначали. Назначали те, кто по лестнице духовной власти был выше – апостолы. А дальше каждый епископ назначал сам себе преемника. Так и установился в христианской церкви монархический строй. Такое положение создалось в третьем веке. Об этом И.А.Крывелев сказал так: «Если вначале епископ был лишь первым пресвитером и председателем совета пресвитеров, избираемым довольно демократическим способом, то в дальнейшем он становится высоким и властным сановником, не избираемым, а «рукополагаемым» своим предшественником и стоящим высоко не только над мирянами, но и над рядовыми клириками. Его решения безапелляционны, он единолично распоряжается всеми делами своей епархии. В этом и состоит «монархический епископат».

Епископы и другие церковные сановники установили для себя специальные титулы – преосвященство, высокопреосвященство, блаженство, святейшество и т.д. Они стали слишком роскошно облачаться (это им полагалось по занимаемой должности), совершали шикарные «архиерейские» выезды».

С чем боролись, на то и напоролись. Все на (духовной) лжи, все на (духовном) господстве, все на (духовной) иерархии. «Абсолютное бескорыстие создает зло, гораздо большее того зла, которого хотят избегнуть путем уничтожения собственности». Что же вы плачете по поводу «шикарных архиерейских выездов»? Было бы еще хуже – всемирный, противный природе человеческой коммунизм.

Иерусалим… «Христос» закончился, не успев начаться. Началась «церковь Христова» во всем великолепии. Абсолютное бескорыстие создает зло, гораздо большее того зла, которого хотят избегнуть путем уничтожения собственности.

Павел, упавший в духовную грязь под Дамаском, почувствовавший на своей шкуре, что такое власть, рубит с плеча: «Всякая власть от Бога». «Власть имеет онтологическую основу, и она восходит к первоисточнику всего, что имеет онтологическую реальность. Онтология власти исходит от Бога. Это поведал всему христианскому миру гений апостола Павла, когда он сказал, что «всякая власть от Бога» и что «начальствующий носит меч не напрасно». - Уж конечно "не напрасно", эти ребята напрасно ничего не делают.

Бердяев знает, о чем говорит: где «бог», там власть, где «бог», там господство, где «бог», там иерархия. Стремление к власти и господству, простое осознание какой-либо иерархии, каких-либо возможных «степеней силы», вне зависимости от того сила ли это «любви» или сила ненависти, сила разрушения или сила созидания - это путь в пропасть, это скользкая дорожка, на которой не может устоять никто, - это невозможно. Все христиане завалились в эту навозную кучу. «Бог», «Который» «Любит» всех «больше всех», уже наполовину «дьявол». Остается один шаг. И церковь его сделала, поскольку иначе нельзя, иначе невозможно. Иерархичность – это неизбежное падение. Иисус не понял на чем его поймали. У него была отличная возможность сломать, хотя бы «духовно», все иерархии, тем более, что он в своей глубинной, человеческой сущности чувствовал все правильно. Иисус оступился, сломался на «боге», на «дьяволе», на «Высшем», на нечеловеческом.

Где ж было христианам не сломаться на государстве, на земном отражении «небесной» иерархии, если сам «Христос» сломался на этом? «Монастыри всегда были друзьями сильной власти ( - >как «Христос» был «другом бога»), полной покорности; но друзьями не из боязни, не по политиканству, не по земным и утилитарным или временным соображениям, а по настоящему, глубокому, непоколебимому убеждению. Это была земная здешняя половина религиозно-мирового устроения, часть небесной философии ( - тотальной «бытийной иерархии»), ступень к Богу, средство спасения души. Никогда еще монастырь не был возмущен какою угодно формою самовластия: если только оно не было направлено к подрыву самого монастыря или монашеского духа (как это случилось при Петре Великом); никогда монастырь или монах не положили границу человеческому самоуничижению, не сказали «довольно, остановись!» при виде какой угодно робости, подавленности, покорности, сведения на «нет» личности в человеке. И отсюда-то, из этого глубочайшего и поэтического совпадения строя монастыря со строем развивавшихся в Европе монархических систем, эти последние оставили монастырю свободу жизни, самоуправления, свободу биографии и уставов, какой вообще не оставили никому другому, никакому лицу, общине, учреждению» (Розанов).

«Аристократ духа», Бердяев, копает глубже: «заслуживает осуждения не только антигосударственное, анархическое настроение в собственном смысле слова, но и безучастное, равнодушное отношение к государству. Раз государство признается положительною, хотя бы и относительною ценностью с христианской точки зрения, всякий христианин обязан за него бороться».

- Давай, христиане, с «божьей помощью», чисть морды врагам нации, государя и православной веры (убийцам дражайших престолонаследников, врагам национального «бизнеса», геополитическим соперникам), ибо власть государственная имеет религиозную первооснову и религиозный исток, ибо «бог» на «небе» (у него там свои войны, свое воинство, свое вечное, конечно же, «духовное» битье морд, вечно хорошие и вечно плохие, грызущие глотки друг другу), царь – на земле. Давай, христианин, охраняй свою земную иерархию, ведь ты же «обезьяна бога». Власть должна иметь свое отражение на земле, иначе – бунт, земной «дьявол», «отпадение от земного бога», отпадение от вселенской иерархии. Какая мразь. Все это закончилось с падением «святого» Николая в России и остальных воинственных больших и мелких царьков в Европе. С падением царьков, к которому крепко приложил руку сам «дьявол» атеизма.

На все понятные и известные возмущения отвечаем по теме. Новая иерархия – новая кровь. Вся блевотина, другого слова не можем найти, вся мразь земной и «небесной» жизни упирается в иерархию и поклонение. Неважно, ненависти, Любви, Дяде Сэму, или Большому Вождю всех времен и народов.

*******

Сегодня у нас либерализм и свобода совести. Социальная роль религии, вместе с классовой борьбой в рамках «цивилизованных» национальных государств, по видимости уходит на второй план. Ортодоксальные христианские течения теряют свой авторитет, все более множится в большинстве своем совершенно мракобесная религиозная мелочь…

Религия сама по себе отвратительна, но эта сектантская мразь отвратительна втройне.

…и поднимается террористический ислам. До ХХ века охранительная функция религии была очевидной. В современных западных государствах по видимости отсутствуют и господа, и рабы. Религия не нужна современному отдельному национальному западному государству как механизм опосредствованного ласкового подавления социально-политического сопротивления. В этом, кстати, одна из многих причин все большей внутренней, культурной секуляризации Западной Европы. В рамках западных национальных государств сопротивления нет. Но у нас сегодня нет и отдельных национальных государств. У нас есть Запад и все остальное, или «Север» и «Юг» - как кому угодно. У нас сегодня нет национальных государств, но есть одно транснациональное, глобальное Государство, со своей военной организацией, одна транснациональная иерархия, в которой опосредованно сохраняется совокупность формальных, формально-независимых национальных государственных структур, так сказать самоуправление на местах в рамках глобального политэкономического общего курса. Соответственно, меняется роль, направленность религии в нашей общественно-политической жизни.

По сравнению с религиозной надстройкой классического национального государства глобальная религиозная надстройка современного человечества представляет собой феномен гораздо более высокой степени сложности. Классическое государство по преимуществу моноконфессионально, современный мир поликонфессионален. В классическом государстве происходил процесс преломления одной национальной религии в разных слоях общества (N-классах), приводивший к «сословным религиям» (ересям) в пределах одной основной, ортодоксальной национальной религии - религии господствующего N-класса. В разных классах общества работала генетически однородная религия. В глобальном обществе, при сохранении планетарного классового деления, отсутствует единая для этого общества религия, поэтому все осложняется. Сегодня нельзя однозначно сказать о том, что религия выполняет охранительные функции по отношению к существующей мировой общественной системе. Нет единой для всех транснациональных классов религии. Впрочем этого нельзя было сказать и о религии в рамках национального государства. Национальные классы так или иначе искажали единую ортодоксальную, официальную религию. Отсюда рождались классово ориентированные ереси, подталкивающие к борьбе за какие-либо изменения в политической структуре N-общества, но, в общем, остающиеся в пределах фундаментальных религиозных понятий, общих мифологем, догм и т.д.

Характерно, что чем классово ниже ересь, тем больше, тем радикальней она расходиться с ортодоксией.

Если основываться на логике истории, на логике предшествующих отношений между базисом и религиозной надстройки, то можно предположить, что, если на это хватит времени, на Земле будет создана единая унифицированная религия, базирующаяся на основных обезличенных постулатах и догмах всех мировых религий. Этот процесс уже идет. Вот эта религия и будет выполнять охранительные функции по отношению ко всему «постисторическому» TN-миру, и по отношению к ней самой все частные религии, пытающиеся противопоставить себя единой мировой религии, - например, ислам, - будут классифицироваться, скорее всего, в закрытом порядке, как своеобразные глобальные ереси. Само собой понятно, что эти глобальные ереси будут жить в обиженных, отсталых областях планеты.

Если бы у нас уже была эта новая, соответствующая требованиям эпохи универсальная и унифицированная планетарная религия, оставалось бы просто вскрыть механизм ее работы на систему, как был в свое время вскрыт механизм функционирования христианства в рамках национальных государств. Но ее нет и, скорее всего, не будет в этом качестве, поскольку не хватит времени на ее теоретическое и практическое оформление. Развязка достаточно близка, сам базис не сможет просуществовать достаточно долго для того, чтобы оформить свою религиозную надстройку. Однако, вполне возможно, что такая религия все-таки будет выработана человечеством уже после исторической критической точки. В этом случае есть два варианта, зависящие от итога самой развязки. Либо эта религия становится на службу планетарному фашизму, либо она просто потеряет характерные для всех форм религий в отчужденном обществе социальные функции, оставаясь специфическим религиозным универсальным мировоззрением.

Тем не менее, на сегодняшнем историческом этапе мировые религии играют существенную, хотя и чрезвычайно неоднозначную, социальную роль. В современном TN-обществе мировые религии, так или иначе, прямо или опосредствованно, определяют, или пытаются определять, взгляд человека на всю совокупность глобальных отношений во всем объеме и его отношение к этим отношениям. Здесь открывается целый веер направлений и оттенков религиозной политики как на Западе (TNH-класс), так и во всем остальном мире (TNM-, TNL- классы).

В принципе, можно набросать грубую схему транснационального классового распределения религий в современном мире. Религия TNH-класса представлена в основном христианством (в первую очередь католицизм и протестантизм), религия TNM-класса, в основном – православное христианство, восточные религии во всем многообразии и, наконец, религия низшего, TNL-класса – это мусульманство плюс опять-таки католицизм, в своих колониальных и неоколониальных региональных вариантах, и допотопные автохтонные религии Южной, Латинской Америки и Африки.

Глобальная социальная роль религии в TNH-обществах определяется в первую очередь господствующим положением этих обществ в современной глобальной социальной иерархии. Здесь работают все приемы ортодоксального христианства в его католическом и протестантском вариантах. Американец или блаженно-верующий западноевропеец смотрит на то, что происходит в нашем мире, и религия говорит ему то же самое, что говорила она более менее обеспеченным классам N-общества, когда они в свое время смотрели на чумную жизнь своего N-пролетариата. «Вечная Божественная Республика базируется на прокладке мостов между (TN-)классами вопреки всем противостояниям материальных интересов» (Хокинг); «Зло (глобального) капиталистического хозяйства связано с духовной жизнью. Людей этой эпохи, с их религиозным и моральным падением, а не с экономической стороной капитализма, взятой само по себе»; «Собственность по природе своей есть начало духовное, а не материальное»; «Социальные несправедливости не потому плохи, что от них страдают люди, а потому, что изобличают существование злой воли, что родились в грехе».

За эти слова Бердяеву голову оторвать надо, и он не должен обижаться на эту «социальную несправедливость» - не потому плоха, что ему больно.

«Христос признал самобытную сферу царства Кесаря ( - современного глобального западного «Кесаря»), он признал значение этой сферы для Царства Божьего»; «Господин и раб могут быть братьями во Христе, оставаясь в своем социальном положении. Христианство требует, чтобы душа господина и душа раба были признаны абсолютно ценными и равноценными перед Господом» и прочая смехотворная мерзость, венцом которой является - «нам не дано знать почему один богат, а другой беден, почему каждому выпадают на долю те или иные испытания. Люди не должны думать, что они справедливее Бога и могут исправить несправедливость Промысла».

Сказано тем же Бердяевым, но это – квинтэссенция христианской «мудрости». Как спокойно после этих слов жить сытым, и как странно после этих слов страдать и мучиться голодным.

Аминь. Покойся с миром, Африка, потерянный континент. Покойся с миром, все, что не мы.

Еще один второстепенный момент: «людям обыкновенным, большинству… религия дает неоценимое чувство довольства своим положением и родом, многообразное душевное спокойствие, облагороженное чувство послушания, сочувствие счастью и страданию себе подобных ( - надо сказать, ни к чему не обязывающее «сочувствие»); она несколько просветляет, скрашивает, до некоторой степени оправдывает все будничное, все низменное, все полуживотное убожество их души» ().

Западные миссионеры везут огромными чемоданами Библии в Африку, Латинскую Америку. Этакие пролетарские священники нового мирового порядка. Кормят всех остальных все теми же постными «хлебами духовными»: раб, оставаясь в выпавшем на твою долю социальном положении, ты можешь быть совершенен и можешь идти по пути «Христовому»; несите свой крест «для Бога»; «Христос» терпел, и вам велел; слушайтесь «Господа Бога своего», и «Он» насытит вас, и т.д. Кстати, с некоторых пор глобальное миссионерство превратилось в неплохой бизнес для самих миссионеров. Этим можно жить. Как это прекрасно - служить «господу» и зашибать кое-какую деньгу. На то он и промысел божий.

Ради справедливости необходимо сказать о следующем. Многие западные протестантские секты отчаянно «критикуют» современную цивилизацию - глобальную нищету, экологический кризис, связанный с громадным объемом потребления западного мира, огромные расходы западных правительств на военные технологии, повышающуюся степень возможности контроля за поведением людей и т.д. Но общий смысл один. «Грядет Армагеддон», поэтому скорее, скорее… бегите к нам. Эта мразь просто отчаянно и безбожно пользуется нашими общими бедами – у самих же отчетливо пробиваются рога, копыта, хвосты и свиные рыла. Они «протирают глаза» людям только для того, чтобы сделать их еще более слепыми. Идея «бога» всегда усыпляла и притупляла социальные чувства. Никогда «идея бога», особенно на Западе, не связывала личность с обществом, тем более не свяжет она судьбу жителя какого-нибудь …ного Сан-Франциско с судьбой миллионов и миллиардов всех остальных-прочих.

Еще одно замечание, без комментариев, - подъем государственной религиозности в США. С ними «Бог». Думаем, все понятно и ничего объяснять не надо. Вот это точно свяжет судьбу всех американцев с судьбой всех, скажем так, неамериканцев.

Что касается религии глобальных середнячков, то здесь, в общем, ни туда, ни сюда. Восточные ребята, по-прежнему уходят и никак не могут уйти в «нирвану» или куда там еще (во всем многообразии путей),

Мы советуем им всем, а также их западным последователям, последовать примеру Curt’а из американской «Nirvan’ы». – Просто и доступно каждому.

…православное христианство жует сопли по поводу развращенности «антисоборного» индивидуализма западной цивилизации, скорбя в сердце своем о подвешенном состоянии России в современной геополитической ситуации. Однако, православие сегодня представляет относительно положительную силу на мировой религиозной сцене. Ущербность России, ее унижение мировой иерархией, дает православию положительный, протестный импульс. Но если Россия встанет во весь свой буржуазный рост, православие моментально потеряет всю свою протестность. К счастью для православия похоже уже никогда не будет «сильной», - в убогом позднекапиталистическом смысле этого слова, - России. Все билеты в рай проданы.

- Писано до событий 2014 года. Буржуазная Россия начала здорово бычится в последнее время, соответственно православие - здо́рово вонять. Мнение насчет судьбы буржуазной России не меняем - она будет прозябать на положенном ей в глобальных раскладах месте.

Социальную роль религии в TNL-обществах в общем можно выразить одним словом - джихад. Мусульманство сегодня – это глобальная религиозно-политическая кровавая ересь. После 11 сентября, в состоянии шока, из уст наших продвинутых «политологов» начало вырываться - «Север-Юг», «полюс богатства и полюс бедности» и т.д. Всё понимают, и когда стало страшно, от испуга, начали говорить то, что понимали всегда.

Испугать бы чем-нибудь наших постмодернистов до такой степени, чтобы они начали говорить о том, что живет в закоулках их сознания. Тогда бы они выдали нам всю правду о философии и о самих себе, правду, которую они знают.

Но прошел шок, и постепенно «мировой терроризм» стали наряжать в подобающие одежды.

Этой теме здесь не место, поэтому мы скажем одно. Люди, - пока на нашей планете будут существовать средневековые регионы будет террор. Пока на нашей планете будет существовать средневековая нищета и средневековое невежество наряду с непобедимой властью денег, «денежного оборота» вообще, будет террор. Люди, пока на нашей планете кто-то жрет слишком много, а кто-то слишком мало, будет террор. Ислам здесь абсолютно ни причем. Мы никого не оправдываем и никого не защищаем. Мы говорим вам: давайте поднимем уровень материального существования людей в «террористических» и потенциально «террористических» регионах планеты, давайте дадим этим людям, таким же, как и мы, хорошее высшее образование, у нас для этого есть все – и террор уйдет. Утопия? - Нет. Утопия – это «борьба с мировым терроризмом». Утопия – это Буш и NATO, Путин и российский ФСБ. Утопия – это мировое господство. Сытый и «просвещенный» здесь, голодный, невежественный и фанатичный там – это вечная кровь, вечная месть, вечный джихад. Христиане миллиарда, - вспомните своего Христа. Зло невозможно остановить злом, кровь несет за собой только кровь. Ответьте добром на зло «терроризма» - только добро рождает добро. А добро в этом случае - это бескорыстная материальная помощь по всем направлениям, это подъем уровня народного образования, это открытая и щедрая рука друга. Вам мешает мировой «рынок»? Ну, христиане, выбирайте – или Христос, или «рынок».

Африка – труп. Католицизированная Южная и Латинская Америка защищается по-своему («теология освобождения» и варианты).

*******

Механизмы современного существования религии в рассматриваемом контексте сложны и неоднозначны. Но в целом религия сегодня, также как и вчера, остается социально-идеологической катарактой на глазах человечества – в независимости от непосредственных социальных функций в тех или иных регионах планеты.

Хотелось бы сказать еще несколько слов о более глубоком социально-гуманистическом и, может быть, еще глубже – «космическом», негативе всех наших мировых, больших и малых религий.

Там, где религия там всегда «вертикальное бытие», «имперское Государство» на небесах или на земле. Всякая «вертикальность», всякое «выше» и «ниже», всякая иерархия порочна. В природе, в материальном мире не существует «большого» и «малого». Это истина, это правда, это вселенский закон.

Посмотрите сюда. «Мировая лестница», по Ареопагиту, выглядит так - «пресветлый мрак», единый Бог; далее девять «чинов ангельских», образующие три триады, перечисляемые Ареопагитом (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризуемая непосредственной близостью к «богу»; блаженно приближенные к самому верховному иерарху) – серафимы, херувимы, престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип божественного мировладычества) – господства, силы, власти; третья триада (характеризуемая непосредственной близостью к миру и человеку) – начала, архангелы, ангелы. Это «небесная иерархия». «Дьявол» имеет свою, зеркальную «божественной», иерархию. Далее – епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, «оглашенные». Ниже церковной иерархии – остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела.

Что должно сломаться в человеке, чтобы он принял с радостью такой мир? Какая тошнота - чины, господства, силы, власти, мировладычество. Мы не знаем что может быть омерзительней всего этого. Как может не рвать от этой гнусности? Какое добро может принести людям подобное «мировоззрение»? Бердяев, «аристократический» плебей: «Неравенство есть основа всякого космического строя и лада, есть оправдание самого существования человеческой личности и источник всякого творческого движения в мире. Всякое рождение света во тьме есть возникновение неравенства. Всякое творческое движение есть возникновение неравенства, возвышение, выделение качеств из бескачественной массы. Само богорождение есть извечное неравенство. От неравенства родился и мир, и космос. От неравенства родился и человек».

«В атмосфере любви церковной, в переживании таинств церковных совершается это преодоление нашей обособленности… Здесь становится ясна вся относительность социального неравенства перед фактом духовного равенства» (С.Н. Булгаков).

- Да нет, Сергей Николаевич, не будет равенства нигде. «Начало власти – вечное начало», так говорит бескачественной массе «аристократ духа» Бердяев.

Мы всегда задавались вопросом - что могло так поломать Бердяева, вынуть из него человеческую «душу живу»? Неужели он на самом деле считал себя «аристократом духа»? Неужели он не понимал, что противопоставление себя бескачественной человеческой массе - это духовная смерть человека? Бердяев – загадка, что-то непонятное в самом худшем смысле этого слова. Когда он говорит только о материальном мире, в нем человеческая духовность хлещет через край, но когда речь заходит об ином, вместо человеческого лица появляется какая-то отвратительная «бого-дьявольская» маска. Dunghill aristocrat, «аристократ навозной кучи», по-русски.

«Бог, дьявол, ангелы, архангелы, серафимы, херувимы, апостолы, богородицы, пророки, святые и т.д. – это все божественные создания разного уровня. Ну, так и опять пришли к многобожию, где есть много неземных существ и среди них один – главный. И в любом язычестве среди Богов равенства нет, есть субординация» ().

- Бедные боги. Представьте себе такую вечную казарму, вечную канцелярию с чиновниками разных классов, вечную субординацию и вечное «несение службы», от которой никуда не уйти. Какая мудрость…

То Ареопагит, V – VI вв. А вот век ХХ: «на самом верху находится Абсолют – То, Великое Непознаваемое, Начало и Конец всего… Но То не управляет миром непосредственно. Миром правят Творческие Силы Космоса. Все они вместе составляют Небесную Иерархию.

Это те Личные и единственные Боги-Сущности, которые существуют во Вселенной. Собственно,

- «собственно» - потрясающе.

…это те же люди, но успешно прошедшие эволюцию и поднявшиеся до высшего уровня. Среди них Христос, Будда, Мухаммед. Их очень много. К ним, например, относится и Елена Рерих и другие. Во главе Небесной Иерархии находится Единый, Тот. Все члены Небесной Иерархии являются Сынами Божьими и Спасителями мира.

- ого…

Они достигли состояния полубогов, богочеловеков. Каждый из Иерархов (Учитель) находится на определенной иерархической ступени (лестница Иакова). Однако никому не известно, кто находится выше, а кто ниже. Этого люди не могут узнать в принципе. Поэтому спор о том, какой Иерарх выше, является бессмысленным…

Бессмысленным потому, что «этого люди не могут узнать в принципе», а не потому, что нет «выше-ниже».

Существуют миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества».

Эти же авторы: «Сравнивая представление о боге в восточных религиях и в западных, можно несколько вульгарно сказать так: в восточных религиях Бог находится в двух ипостасях – законодательной (То) и исполнительной (Творящие Силы). Исполнительная власть подчиняется законодательной. В западных религиях Бог и творит законы и приводит их в исполнение».

- Почему же «вульгарно», ребята? Все совершенно правильно и точно.

«Новое Учение заменяет понятие Бога понятием Учителя-Иерарха. Но последователи Учения не должны приносить жертвы Иерархам и молиться им ( - какой «прогресс»…), а должны только признать Иерархию и почитать Иерархов как своих Старших Братьев.

Иерархом может стать и земной духовный руководитель. «Все имейте Учителя на земле», - сказано в «Агни-Йога». Такой земной Учитель связывает вас с Иерархией Сил. «Ученик не должен быть одержимым и Учитель поработителем. Между тем требуется сознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура составляют великое значение Учителя. Принять понимание Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Он будет тот, кто подаст лучший совет жизни…» («Агни-Йога»)». Однако, «в Учении указывается, что имеются три обстоятельства, которые способны очень сильно отяготить карму. Это: отказ от Учителя, подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и уклонение от ответственного поручения».

- Дальше эти потенциальные господа, а может и Спасители Мира, рубят с плеча: «для того, чтобы человек, его душа полностью подчинились Мировой Душе, Богу, надо отказаться от всякого сопротивления этому… Вы должны быть не активны, а пассивны, чтобы полностью, без всякого сопротивления отдаться Высшим Силам. Значит, собственную волю (которой так хвалятся некоторые)…

Авторов становится жалко. Зачем вы вставили сюда эти скобки?

…надо не усилить, а ослабить. «Забудь чувство ответственности, откажись от власти над собой, предоставив Высшим Силам заботу о своей судьбе, будь совершенно равнодушен к тому, куда это приведет тебя, - и ты обретешь не только полный душевный покой, но и те жизненные блага, от которых, как ты искренно думал, ты принужден был навсегда отказаться…».

– Полный душевный покой и нежданные жизненные блага… Что же может гарантировать все это лучше, чем Иерархия, чем большие буквы и большие слова, чем такое «не вульгарное» понимание свободы и т.д., и т.д.?

Земные «быки» и «небесные иерархи» - одно и то же. «…Неслыханное раболепство, преклонение к своему же согражданину, который, правда, был императором». – Это «неслыханное раболепство» лучше, чем преклонение перед «высшими силами». Лучше, потому что, преклоняющийся перед человеком унижает только самого себя. Преклоняющийся перед «высшими силами» унижает всех людей в своем лице. Люди, - бытие демократично, вселенная совершенно эгалитарна, и в ней выживают только те, кто понимает и принимает эту эгалитарность. Любая иерархия - ложь. Те, кто считает, что христианское мировоззрение дало человеку то понимание иерархии, которое не мешает ни равноправию, ни любви – ошибаются. Там, где есть иерархия, любое равноправие фальшиво, любая любовь фальшива, все ненастоящее, все дутое и поддельное. Все, кроме одного - власти.